АРХИВ

Статьи

"Мы молодые" №40, ноябрь 2002

Дожила, блин! Это как же должна крыша у человека поехать, чтобы имя Лиона Фейхтвангера вызывало ассоциации не с добрым немцем-писателем, а с непередаваемыми ощущениями, рождёнными музыкой. Когда исчезает из моей головы всегда такая чёткая граница между разумом и чувствами. Это бывает со мной от музыки "Лион Фейхтвангер band".

Я была почти на всех концертах "Фейхтвангеров", но когда меня спрашивают, что они играют, я теряюсь и не знаю, что ответить. Это, наверное, хорошо, ведь определить - значит ограничить. А так - до безобразия гармоничное совмещение несовместимого - безграничные возможности для воплощения практически любых творческих идей. А я после их концертов ни "King Crimson", ни "Yes" слушать не могу по крайней мере, неделю.

И вот - мечта любого фаната - сижу с музыкантами любимой группы в святая святых - на репетиционной точке, пью зелёный чай, задаю вопросы, совсем глупые и не очень. Денис, Андрей, Аркадий и Саша пока не больны "звёздной болезнью". Это приятно. Музыкальную концепцию группы Андрей определяет как постмодернизм, а Саша объясняет:

- Просто мы - люди все очень разные, и, хотя мы давно знаем друг друга, мы постоянно открываем в себе что-то новое, в каждом из нас. Поэтому, чтобы всё это в одну кучу не сваливать, мы в разных составах реализуем свои разные идеи.

Верно, "общих идей не бывает" (Х. Кортасар). А смысл имеет не само произведение искусства, а ощущение, которое оно даёт человеку. Ощущение текучести момента, биения жизни в висках, бесконечной и бескомпромиссной реалистичности мгновения… Делают это "Фейхтвангеры" для себя или для слушателей?

Саша: Само собой, работа на публику всегда присутствует, но мы продумываем не сами вещи, которые будем играть, а то, как их преподнести. И, конечно, мы получаем собственное удовольствие.

Андрей: Есть просто два типа общения. Одно дело, когда мы собираемся здесь и играем "для себя", и совсем другое - когда играем перед аудиторией: здесь, конечно, совсем другая энергетика.

А как же "Человек-заяц" Дениса? Это же абсолютный хит во всех отношениях, это слышно с первого раза, неужели это ненамеренно?

Андрей: Вообще, вещь становится хитом, если в ней присутствует либо ритм, либо юмор. Поэтому мы совсем не ожидали, что "Человек-заяц" войдёт в анналы.

Денис: А я знал… :-)

Может быть, "Человек-заяц" так всем полюбился из-за того, что в нём такое большое количество символов, которые каждый толкует, как ему вздумается? А ведь почти каждая музыкальная группа несёт в своём творчестве определённую идеологию. Каким "Фейхтвангеры" видят своего, так сказать, лирического героя?

Саша: Дело в том, что лирический герой должен развивать какую-то цель, а у нас всё очень непланомерно, нечётко. Просто есть такой поток энергии, который нас несёт куда-то, а никаких целей, тем более социокультурных, у нас нет, следовательно, нет и лирического героя.

И правда, зачем он им, этот герой? Чтобы знать, какой будет толпа потенциальных поклонников? Чтобы знать, на какую целевую аудиторию ориентироваться? "Ведь мы играем не из денег, а только б вечность проводить" (Андрей). Вот, кстати, мыслима ли для "Фейхтвангеров" вечность без наличия некоего высшего разума, Творца или, если угодно, Бога?

Андрей: Для меня Бог не имеет личностных форм, то есть, всё, что меня окружает, - это и есть воплощение Бога. Такой вот пантеизм. А Денис у нас атеист.

Саша: Просто в Бога начинаешь верить где-то в старости или в молодости - в переходном возрасте.

Аркадий: Или в период разочарований в собственной жизни, если говорить про систему прихода к нему. То есть, когда с тобой внутри что-то не так, когда что-то тебя гложет, тогда ты начинаешь искать Бога, чтобы взвалить на Него свои проблемы.

Саня: Просто мы здесь все с высшим образованием, у нас была возможность изучить все религии.

Аркадий: Вот и стали все атеистами.

Пантеизм - это очень красиво, атеизм - это очень логично. Очень логичный и очень некра-сивый вопрос: А смерти боитесь?

Андрей: Я боюсь.

Аркадий: И я боюсь. Я два раза чуть под машину не попал.

Саша: Я по большому счёту не боюсь. Я боюсь самого процесса умирания, обстоятельств.

Аркадий: Я боюсь старения…

Саша: Человек может бояться смерти в перспективе незавершённости каких-то вещей, то есть этот страх носит сиюминутный характер. На самом деле, если смотреть на всё более глобально, люди боятся смерти потому, что они боятся неизвестности . . .

Андрей: Они боятся того, что не будет субъекта.

Саша: Да, человек просто не может осознать бесконечность и не может осознать перспективы своего несуществования.

Я не боюсь смерти - во мне достаточно безразличия к жизни. "Однажды от нас останутся одни многоточия. Ну и что" (Андрей). И потом, у меня была возможность ощутить вибрацию жизни на кончиках пальцев, прочувствовать абсурд существования и парадокс небытия. Это были ". . . ноты, мириады крохотных толчков. Они не знают отдыха, неумолимая сила вызывает их к жизни и истребляет, не давая им времени оглянуться, пожить для себя. Они бегут, толкутся, мимоходом наносят мне короткий удар и гибнут. (. . .) Я должен примириться с их смертью - более того, я должен её ЖЕЛАТЬ; я почти не знаю других таких пронзительных и сильных ощущений" (Ж.-П. Сартр). Но это я, а они - они "не отсюда, хотя их руки и дирижируют этой частью вселенной" (Аркадий), что музыка даёт им?

Андрей: Всё вокруг - это музыка. В начале вещей на самом деле было не слово, а какая-то частота колебания. Музыка - это начало и конец всего, это самая абстрактная категория из всех существующих.

Аркадий: Это подсознательное выражение глубинных эмоций. Я полностью ассоциирую себя с ощущениями, которые получаю от музыки. Я без музыки вообще не существую.

Саша: Причём любая музыка вне социально-культурного контекста хороша. Ведь почему мы говорим, что вот есть рок, есть джаз, а есть попса, почему мы так рассуждаем? Потому, что, например, есть тексты, которые кажутся нам тупыми, потому, что мы связываем музыку с интеллектуальным развитием людей. А вот если абстрагироваться от всего этого . . .

Аркадий: Просто музыка подобного рода использует определённые приёмы, чтобы вызвать у людей конкретные запрограммированные эмоции.

Саша: Да, но я против того, что люди относятся к музыке социально, то есть они её как флаг перед собой несут, как атрибут некоего стиля жизни. Они музыку используют как символ и тем самым её оскверняют, вот в чём беда. Люди даже на концерты ходят не для того, чтобы музыку послушать, а чтобы "поколбаситься", и жалко тех музыкантов, которые на сцене, потому что они вынуждены, чтобы людей завести, использовать какие-то модные примочки, модные ритмы. Чтобы донести свои слова, надо облечь их в нужную форму, в "мясо" завернуть и приправить хорошим ритмом. А иначе их никто не будет слушать специально.

Андрей: Ты слишком многого хочешь.:-)

Разве это так уж много - ждать от слушателей адекватного восприятия? Разве это так сложно - превратиться в одну сплошную эмоцию восторга, полностью потеряв способность мыслить? Раствориться в музыке, в то время как она "заполняет зал своей прозрачностью, расплющивая о стены наше жалкое время . . . (Ж.-П. Сартр)

Сайт создан в системе uCoz